Анализ ЦА
Целевая аудитория (ЦА) – это группа людей, объединенная общими признаками или объединенная для конкретной задачи/цели. Общие признаки: любые характеристики. Например, женщины 25-35 лет, замужем, носят очки и любят собачек. Объединение для цели: например, ЦА для радио-рекламы, ЦА для рекламы в ВК, ЦА для нового спец. предложения, ЦА для нового продукта, который мы готовимся выпустить. |
Самое важное о ЦА:
1. Сегментация
- Есть вся ЦА компании — все существующие и потенциальные клиенты. И она делится на десятки и сотни сегментов.
Примеры сегментов:
Покупают наши удочки | или | Хотят купить нашу лодку |
Уже купили у нас | или | Еще только собираются |
Покупают 1 раз в месяц | или | Покупают 5 раз в месяц |
Средний чек 500 рублей | или | Средний чек 8000 рублей |
Готовы покупать завтра | или | Будут думать еще год |
2. Коммуникация направлена на конкретный сегмент ЦА:
- Бесполезно продавать Васе наш мотоцикл, если он хочет нашу лодку.
- Нерационально предлагать Васе товары по 500 рублей, если он готов покупать/покупает товары за 8000.
- Клиента, который будет долго думать, – медленно прогреваем до покупки. А клиента, который готов купить сейчас – дожимаем предложением с ограничением срока действия.
3. Эффективность взаимодействия с каждым сегментом ЦА должна быть измерима
Анализируем отклик с каждого сегмента:
- Отсутствие покупок:
- «Сегмент «пышки 35+» не покупают наши белые обтягивающие платья. Почему?»
- Цена конверсии (заявки, купившего клиента):
- «Сегмент А приносит конверсии по 200 рублей, а Сегмент Б по 500. Выгодно ли нам работать с сегментом Б?».
- Окупаемость клиента:
- «Этот клиент нам обошелся в 500 рублей, а купил на 200. Можем ли увеличить его ценность или снизить стоимость?».
- «А этот клиент обходится нам в 800 рублей, но и покупает на 9000. Стоит ли поднять планку предельной стоимости привлечения этих клиентов до 1200 р.?»
4. Разделяйте выявление ЦА и ее поиск:
- Выявление ЦА — ответ на вопрос “Кто моя ЦА?”.
- Определение: “Женщины 25-45, имеющие маленьких собачек и покупающие им элитные корма”.
- Поиск ЦА — это как мы можем найти этих женщин в конкретном канале продвижения. Нету в профиле Инстаграма или ВК поля “У меня чихуашка и ей нужен корм для собак с проблемами почек”. Но есть способы найти тех, кто:
- интересовался маленькими собачками
- выкладывал фото в альбом “Наши хвостики” в группе про чихуашек
- интересовался группой “Спросите ветеринара”
- имеет платежеспособность выше среднего.
Эффективность рекламной кампании
Кампания эффективна, если:
- Реклама направлена на конкретный сегмент ЦА
- Есть УТП, которое важно для этого сегмента ЦА
- Ценностное предложение (оффер, пакет услуг) «заточено» под этот же сегмент ЦА
- Посадочная площадка «заточена» под этот же сегмент ЦА:
- привлекательна для него,
- содержит оффер для него
- подчеркивает значимые для него УТП,
- отвечает на вопросы, сомнения и возражения этого сегмента
Виды сегментации ЦА
- По товарам и услугам, которые им интересны: одним футболки, другим платья
- По степени готовности к покупке
- По критериям выбора товара: одним важны гарантии и доставка, другим скидки, третьим – наличие редкого цвета товара. Выделить достоверно эти сегменты обычно сложно, но нужно подготовить обработку возражений и УТП под разные критерии выбора, чтобы зацепить разные сегменты аудитории
- По среднему чеку и стоимости привлечения клиента
- По окупаемости клиента: Например: выбирает долго, выносит мозг отделу продаж, доставлять далеко и дорого, пока вернется наложенный платеж – курс доллара взлетел, средний чек – низкий. Или: знает чего хочет, покупает сразу, платит предоплатой, доставка в городе склада
- Для B2B: по сферам деятельности и размерам бизнеса, по должности ЛПР (лица, принимающего решения)
- Любые критерии, которые подходят вашему бизнесу.
Динамичность сегментов ЦА
- Один и тот же человек может входить в несколько сегментов ЦА:
- Например, «Клиенты на лодки», «Высокий средний чек», «Покупал удочку SX-932», «Совершил от 5 покупок»
- Человек может переходить из одного сегмента в другой.
- Например, был в «холодном» сегменте – перешел в «теплый» («провалили» по воронке продаж) или покупал 1 раз в месяц – стал покупать 8 раз в месяц (повысили лояльность или изменилось его материальное положение/потребность в продукте).
Способы выявления ЦА
1. По портрету/аватару клиента:
«списываем» портреты сегментов с имеющихся клиентов или клиентов конкурентов
2. По мотивациям/выгодам ЦА:
отвечаем себе на вопрос «Для чего люди покупают этот товар? Какую выгоду они покупают, покупая мой товар?». Например, велосипед покупают:
- Чтобы сбросить вес -> ЦА похудалки
- Чтобы накачать мышцы, ноги, попу -> ЦА фитнес, модные девочки
- Чтобы доехать из точки А в точку Б, между которыми нет более прямого транспорта -> ЦА пригороды
- Чтобы больше времени проводить на улице -> любители активного отдыха
- и т.д.
3. По УТП:
у нас есть важное отличие, уникальность – ищем тех, для кого важно именно это отличие
4. Расширение ЦА:
Когда уже все более теплые сегменты проработали и нужно искать новые рынки сбыта – анализируем близкие сегменты рынка -> строим гипотезы «Возможно, этому сегменту будет интересно вот это…» -> проверяем гипотезы (исследованиями, фокус-группами или небольшим количеством Директа/таргета)
Анализ ЦА под рекламу:
1. Разбиваем ЦА на сегменты:
- По портрету ЦА
- По нашим продуктам, которые она хочет купить
- Выделяем сегменты под наши УТП и офферы
2. Расставляем приоритеты:
- Какие из этих сегментов с бОльшей вероятностью купят
- Какие из этих сегментов более выгодны:
- по среднему чеку (одни покупают на 500 р., другие на 8000),
- маржинальности (одни покупают сразу и без бубнов, с другими надо поплясать, дать бонусов, бесплатников, доставить бесплатно на другой конец света),
- пожизненной ценности клиента (один купил 1 раз, другой купил 24 раза в течение 2 лет на общую сумму 100500 млн.р.)
Важно: Этот анализ всегда на стороне владельца бизнеса или его штатного маркетолога. Его может сделать только человек, который работает с продуктами давно, от 3-4 месяцев. Анализировать эти цифры нужно обязательно, иначе вы будете биться над привлечением лидов по 30 р. и покупок в день перехода – в то время как по вашей нише самые выгодные сегменты стоят 1200 р. и покупают после 5-го касания.
3. Определяем, в каких каналах рекламы какие из сегментов для нас достижимы.
Например:
- Наружная реклама
- Листовки в почтовый ящик
- Директ
- ВК
- Телеграм
- ОК
* Обычно этот анализ делает штатный маркетолог компании. Но если бизнес привлекает подрядчика, который работает с несколькими каналами рекламы, то он может сделать этот анализ в рамках тех каналов, которые он использует.
- В каждом канале рекламы будут достижимы разные сегменты ЦА или разные пласты этих сегментов.
- Некоторые сегменты будут достижимы в выбранном канале рекламы, но будут в нем слишком дорогими. Поэтому нужно отталкиваться от того, какие сегменты в конкретном канале мы можем получить в рамках желаемой стоимости.
- В разных каналах рекламы одни и те же сегменты будут проявлять разное потребительское поведение: реагировать на разные триггеры, выражать разные сомнения и возражения, по-разному созревать до покупки.
Анализ ЦА под выбранный канал рекламы:
1. Определяем, какие сегменты ЦА для нас достижимы в этом канале.
Смотрим, какие возможности по поиску ЦА дает сам канал рекламы, какие дополнительные инструменты есть для него. Отмечаем для себя, какие сегменты или пласты ЦА мы можем в этом канале получить.
2. Определяем, какие из этих сегментов для нас более приоритетны
- Кто чаще покупает, какие сегменты более выгодны
- Исходя из опыта других таргетологов по данному каналу (кейсы, обсуждения в сообществах): какие сегменты у них лучше работали на аналогичных проектах/по каким сегментам трафик более вероятно укладывается в нужную вам стоимость.
- По тому, какие сегменты чаще встречаются в анализе ЦА (об этом в следующих уроках)
3. Изучаем специфику этих сегментов в данном канале рекламы
- Изучаем интересы сегмента, читаем обсуждения ЦА на форумах и в сообществах, отзывы о близких к нам товарах и услугах, изучаем сомнения ЦА относительно наших товаров, критерии выбора товаров,
- Отмечаем, что еще волнует ЦА в данный момент, какие события она обсуждает, какие мемы цитирует – это можно использовать как элементы привлечения внимания в объявлениях.
Например, по милитари-одежде основные сегменты будут такие:
Страйкбол | Обеспеченный сегмент, покупают для своего увлечения дорогое оружие, готовы вкладываться в снаряжение |
Оружие | Аналогично |
Охотники | Им нужна непромокаемая, прочная, легко сохнущая одежда, нетребовательная в уходе, имеют значение удобные карманы |
Рыбаки | Аналогично |
Выживальщики | Хорошо покупают милитари, но сильны мотивы патриотизма, многие не будут покупать товары производства США (это выяснилось как раз в ходе изучения сообществ ЦА – см. след. уроки) |
Камуфляж, милитари-одежда | Прямые и косвенные конкуренты |
Снаряжение | Надо пересекать с чем-то по милитари |
Дополнительные сегменты:
Пейнтбол | Чаще играют на арендованном оборудовании, возможно, не так готовы вкладываться в эквип |
Лазертаг | Аналогично |
Армия, спецназ, вдв | Там много мечтателей и диванной аудитории. Среди них надо будет выискивать истинных милитаристов – например, по участию в X+сообществах по тематике |
4х4 | Обеспеченный сегмент, часто возятся в болотах, надо проверять |
Волонтеры, спасатели, полевики | Используют милитари-одежду, но есть ли у них деньги на наши товары – надо проверять |
Автолюбители | По информации от заказчика многие покупают его одежду для работы в гараже из-за удобных карманов для всех инструментов |
Походы | Любителям походов, байдарок, рафтинга – возможно, будет интересна быстросохнущая одежда и термо-одежда |
Сегменты на перспективу:
Оооочень дополнительные сегменты – проверять, когда иссякнут все более целевые:
Спорт, качалка, боевые искусства | Смотреть пересечения между ними. Многие «крутые мужики» любят милитари-одежду для отдыха на природе |
Любители игр типа Метро 2033, В окопе и т.п. | Проверять, насколько это диванная аудитория |
Мото | Проверить |
Ножевики | Им часто интересна милитари-одежда |
Любители активного отдыха | Проверять |
Патриоты | Проверять |
4. Собираем список УТП, которые важны для каждого сегмента, с учетом всего, что мы узнали о ЦА и ее критериях выбора наших товаров
5. Переводим УТП в формат рекламных посылов
Рекламный посыл: идея, мысль, которую мы хотим донести до ЦА через объявления.
В процессе генерации идей – у нас могут выявиться новые сегменты ЦА или под-сегменты, которые захочется выделить отдельно под конкретный рекламный посыл. Это нормально.
6. Переводим рекламные посылы – в тексты и изображения в соответствии с форматами объявлений в выбранном канале рекламы.
Дополнительный материал
Мое видео, на котором обучались лучшие таргетологи рынка и цитируют его даже спустя 4-5 лет после завершения обучения: https://www.youtube.com/watch?v=LucMrDj5pZI