Года 1.5 назад пришел в паблик ругаться на меня некий «директор по маркетингу с 10-летним опытом». У меня тогда шла серия постов про то, как дорабатывать продукты под продажи. И вот он под каждым постом яростно и нецензурно высказывался, что задача маркетолога — продать продукт заказчика, а не переделывать его.

Я тогда расстроилась от его грубости, но успокоила себя тем, что «директор по маркетингу», очевидно, работал в компаниях, в которых есть такая должность. Т.е. достаточно крупных и опытных. И при выпуске продукта у них имелся хоть какой-то маркетинг. Если бы он столкнулся с продуктами начинающих бизнесов, у которых маркетинга никогда не было в компании и в сознании, он увидел бы, что большинство продуктов нужно дорабатывать, чтобы клиенты хотели их купить.


Много лет я думала, что со мной что-то не так.

Когда мне приносили на продвижение продукты, а я не видела, кому и нафига они нужны. В моем восприятии они были очень некачественные или не решали боль клиентов, были интересны только их создателю. Или в разы хуже существующих и легко-доступных конкурентов. Я думала, что я слишком критична, негативна или плохой маркетолог, раз не вижу рынок сбыта для любого существующего на земле товара. Но если заказчик не мог сказать, кому, кроме него, и зачем нужны его продукты, а я сама не видела потенциал сбыта — отказывалась от проекта.

// Конечно, правильный маркетолог в таком случае взял бы с заказчика деньги за поиск рынков сбыта для его товаров. Но там есть свои нюансы//

Сейчас, когда у меня возникают сомнения, возможен ли вообще спрос на товар заказчика, я спрашиваю, делали ли они кастдев до выпуска продукта. И о чудо, всё встало на свои места. Разумеется, кастдев не делали.

Так вот.

Задача бизнеса — до выпуска продукта сделать кастдев.

Своими силами или нанять кого-то — ваш выбор. Но если вы придете к маркетологу или рекламщику с уже выпущенным без кастдева продуктом — вы потеряете деньги, время и недополученные прибыли. С большой вероятностью вам придется переделывать продукт и всё сделанное — сайты, промо-материалы. Либо вы сольете деньги на рекламу, а потом поймете, что все надо переделывать.

Что такое кастдев — customer development — это грубо говоря создание клиента для ваших будущих продуктов. Создание рынка сбыта еще до выпуска продукта, чтобы потом не искать, кому и нафига этот продукт нужен.

Вы изучаете потенциальных клиентов, их боли, проблемы и задачи, которые они хотят решить, желания, мечты, к которым они хотят прийти. И затачиваете свой продукт под них. Чтобы ваш продукт был нужен клиентам, чтобы клиенты хотели его покупать.

Еще бывает так, что предприниматель на стадии запуска бизнеса опрашивает знакомых, интересна ли его идея. И они говорят «Дааа, конечно интересна!». Вот только платить они за нее не готовы. Поэтому нужно изучать не просто интерес к продукту, но и готовы ли клиенты за него платить. И сколько таких клиентов существует — вспоминаем про емкость рынка.

Погуглите, как делается кастдев.

В интернете в качестве менее дорогой замены ему можно изучить обсуждения ЦА в соцсетях и на форумах, отзывы к схожим продуктам — что им нравится, чего не хватает, за что готовы платить. Но если создание продукта требует достаточно больших вложений — сначала нормальный кастдев.

Похожие записи

Добавить комментарий